demo

Среди многих предпринимателей бытует мнение, что банкротство — удобный и совершенно безопасный способ сохранить свой бизнес и избавиться от долгов. В определенной мере — это действительно так, однако только если в деле о банкротстве участвует команда грамотных юристов. Результатом необдуманных действий в таком сложном процессе может стать привлечение к субсидиарной ответственности ряда аффилированных с компанией-должником лиц. Понятно, что это не только не избавит предприятие от проблем, но создаст еще и дополнительные.

Что такое субсидиарная ответственность?

В действующем законодательстве четкого легального определения субсидиарной ответственности нет. Если говорить упрощенно и не вдаваться в теоретизирование, то субсидиарная ответственность — это дополнительная ответственность  к ответственности какого-либо лица. Если, допустим, у компании не хватает собственных активов для исполнения обязательств, то в недостающей части возмещение производит кто-то из контролирующих или иных лиц (здесь и далее я пишу только применительно к процедуре банкротства).

Конструкция действует следующим образом. Статьей 53 ГК РФ устанавливается, что контролирующие компанию лица должны действовать в интересах предприятия не только добросовестно, но еще и разумно. Это очень важное положение! Если в процессе банкротства будет выявлено, что менеджмент предприятия-должника или другие контролирующие его лица своими действиями способствовали наступлению неплатежеспособности, то, по меньшей мере, напрашивается вывод, что они вели дела неразумно (даже если и добросовестно), то есть, действовали вопреки закону.

Следующая статья Гражданского кодекса 53.1 прямо предусматривает, что, если такие лица действовали неразумно (или недобросовестно), то они обязаны возместить причиненные убытки (привлекаются к гражданско-правовой ответственности). При этом такие риски несет не только менеджмент компании, но и те лица, которые вправе давать руководству фирмы определенные указания. Понятно, что речь идет, в основном, об учредителях компании.

Если трактовать положения приведенных статей буквально, то создается впечатление, что все перечисленные лица несут ответственность лишь перед «своей» фирмой. Однако эту общую конструкцию конкретизирует Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). Из него следует, что директора и некоторых других лиц, связанных с предприятием, могут привлечь к дополнительному возмещению долгов/ущерба и в пользу кредиторов компании. В п. 1 статьи десятой уже прямо указывается, что такие лица должны возместить причиненные издержки за любое (!) нарушение означенного нормативного акта.

 

За какие действия может наступить ответственность субсидиарного типа?

Согласно нормам вышеупомянутого закона определенный круг лиц можно привлечь к дополнительной денежной обязанности за:

  1. Несвоевременное предоставление в арбитраж заявления о несостоятельности, если таковое обязательно.
  2. За принятие руководящими лицами таких решений и совершение таких поступков (или даже за бездействие), которые и привели компанию к финансовому краху.

В статье 9-й вышеназванного закона устанавливается, что руководитель компании обязан самостоятельно (не дожидаясь взыскателей-кредиторов) предъявить арбитражу заявление о банкротстве в следующих ситуациях (хотя бы даже в одной из них):

  • если ясно, что при удовлетворении финансовых требований одного из кредиторов уже невозможно удовлетворить требования остальных полностью, в том числе и уплатить начисленные фискальные платежи;
  • если контролирующие лица приняли решение ликвидировать компанию и начать процедуру банкротства;
  • если в случае обращения взыскания на активы должника (например, по исполнительному листу), работа компании фактически сделается невозможной;
  • имеются все признаки несостоятельности или недостаточного имущества у компании;
  • существует задолженность (не менее чем трехмесячная) по денежным обязательствам, проистекающим из трудовых отношений.

Во всех перечисленных случаях руководитель предприятия обязан направить документы о несостоятельности в самый короткий срок, но в любом случае не тянуть с этим более месяца. В случае несоблюдения этого срока руководителя должника привлекут к субсидиарной ответственности по обязанностям самой компании, если у нее не будет достаточно авуаров имущества для того, чтобы погасить все свои долги. Отмечу, что это касается только тех задолженностей, которые возникнут после истечения вышеупомянутого месячного срока. Такая ответственность возлагается лишь на руководителя должника. То есть, например, учредителя это не касается (если он, конечно, одновременно не выступает в роли генерального директора компании).

Что касается действий или бездеятельности, которая привела к несостоятельности, — здесь к субсидиарной ответственности уже могут быть привлечены не только менеджмент, но и, вообще, все контролирующие лица предприятия. К ним относятся лица, которые могут каким-либо способом определять и направлять деятельность компании (учредители, члены совета директоров/правления, генеральные директоры).

В отношении контролирующих лиц существует принцип предполагаемой виновности (!). То есть, считается, что привлечение к ответственности в субсидиарном порядке неотвратимо, пока не доказано, что поступки руководства и собственников компании не стали причиной финансового краха фирмы. Отмечу, что для этого должны иметь место следующие обстоятельства:

  • было принято какое-либо решение, в результате которого конкурсным кредиторам компании был причинен вред;
  • имеются проблемы с бухгалтерско-финансовыми документами и прочей обязательной отчетностью (например, она, вообще, отсутствует, или не отражает достоверную информацию), что приводит к усложнению банкротных процедур;
  • размер претензий третьеочередных кредиторов, возникших в результате деяний руководства компании, повлекших уголовную или административную ответственность, превышает 50% всех требований третьей очереди (на дату закрытия соответствующего реестра).

Замечу, что, когда дело касается бухгалтерской документации, к ответственности может быть привлечен и бухгалтер предприятия (или то должностное лицо, на которое возлагается обязанность по ведению бухучета).

Если гражданская ответственность наступает вследствие уголовных или административных правонарушений, то привлечение к ней допускается только в отношении того лица, которые было руководителем предприятия в период, когда произошло соответствующее нарушение уголовного или административного закона.

Отдельно напишу о том, что если юрлицо становится несостоятельным/банкротом в результате бездействия (или, наоборот — действий) сразу нескольких контролирующих лиц, то все они отвечают солидарно — то есть, в равных частях и одновременно.

Из приведенного перечня обстоятельств, которые «способствуют» наступлению субсидиарной ответственности собственников и иных лиц компании видно, что формальные основания по крайней мере для рассмотрения такого вопроса имеются практически в каждом случае банкротства. Не совершить ошибку в подобной ситуации довольно сложно. Именно поэтому юристы рекомендуют обращаться за правовой помощью уже тогда, когда о несостоятельности вроде бы еще нет и речи, но основания считать, что это — одно из возможных развитий событий, имеются.

Статьей десятой банкротного закона установлено, что контролирующие компанию лица не будут нести гражданско-правовую ответственность, если смогут доказать, что фирма стала банкротом не по их вине. Учитывая все изложенное чуть выше, подготовкой таких доказательств следует заняться заранее. Как это сделать, и какие именно нужны доказательства, вам расскажут наши специалисты исходя из обстоятельств каждого конкретного случая.

В каком размере исчисляется субсидиарная ответственность?

Банкротное законодательство четко определяет, что контролирующие компанию лица несут субсидиарную ответственность в размере всех оставшихся непогашенными требований взыскателей. Эта норма распространяется не только на суммы, заявленные в реестре кредиторов, но и на денежные средства, заявленные к истребованию уже после закрытия соответствующего реестра. Естественно, на обязательно-фискальные платежи это тоже распространяется. Обязанность по восполнению недостающих средств у контролирующих лиц возникает после того, как выявится недостаточность активов компании-должника для погашения долгов взыскателям.

В ряде случаев стоимость субсидиарного возмещения может быть снижена (абзац десятый пункта 4 ст. 10 Закона). Для этого специалистам придется доказывать, что причиненный действиями контролирующих лиц вред намного меньше оставшихся неудовлетворенными претензий кредиторов. Отмечу, что это довольно непростая юридическая работа, вызывающая много судебных споров. Например, Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.06.2015 N Ф03-2445/2015 по делу N А51-30633/2013 в кассационном порядке оставлено в силе снижение размера ответственности контролирующего лица. Основанием для этого послужило то, что некоторая часть из денежных средств, которые имел право требовать банкрот к взысканию с третьих лиц в свою пользу, по объективным обстоятельствам никогда не могла бы быть взыскана. Суды пришли к выводу о том, что независимо от действий директора фирмы-банкрота в этой части ущерб именно от действий контролирующего лица как бы и не причинялся. Потому и размер субсидиарной ответственности был несколько снижен.

Существует и еще ряд решений арбитражных судов практически с аналогичным обоснованием. Два раза подобные дела дошли до Верховного Суда, который однажды посчитал такой подход правильным (Определение Верховного Суда РФ от 21.12.2016 N 303-ЭС16-17393 по делу N А51-33281/2014).

Справедливости ради, я хотел бы указать, что количество судебных дел, в которых размер субсидиарной ответственности был понижен в порядке ст. 10 банкротного закона — в разы меньше, чем количество судебных дел, где взыскание производилось «по полной».

Порядок привлечения к субсидиарной ответственности

Процессуальные вопросы о порядке привлечения к субсидиарной ответственности рассматриваются все в той же ст. 10 закона о несостоятельности. Ее пункт пятый определяет, что вопрос о привлечении к гражданско-правовой ответственности лиц, контролирующих компанию-должника, рассматривает тот же арбитражный суд, который ведет процедуру банкротства и в рамках той же самой процедуры.

Заявление о привлечении к ответственности подается в тот момент, когда еще идет конкурсное производство. Направить его в арбитраж могут:

  • конкурсный управляющий (либо по своей воле, либо по инициативе кредиторского собрания/кредиторского комитета);
  • конкурсные кредиторы;
  • государственно-фискальные органы, участвующие в деле о банкротстве;
  • работники (как бывшие, так и нынешние) фирмы должника, участвующие в банкротном производстве.

Документы на привлечение должностных либо контролирующих лиц компании к субсидиарной ответственности могут быть предъявлены в течение одного года с того момента, как заявителю стало известно об определенных фактах, которые допускают такое привлечение. В заслуживающих внимание обстоятельствах арбитражные судьи могут и продлить указанный срок, но в любом случае подать заявление о привлечении после закрытия конкурсного производства уже невозможно.

Закон допускает ситуации, в которых сразу невозможно определить в денежном выражении размер ответственности, к которой требуется привлечь руководство или контролирующих лиц банкротящегося предприятия. Такие случаи далеко не единичны, и при подобных обстоятельствах суд или судья рассматривает все факты и доказательства по делу, приостанавливая в этой части производство до момента расчетов с кредиторами.

С этой точки зрения, представляют интерес положения абзаца седьмого пункта 5 статьи десятой. В ней определено, что пока не будет рассмотрен вопрос о привлечении конкретных лиц к субсидиарной ответственности, процедуру банкротства заканчивать запрещается. Ее можно лишь приостановить. Таким образом, даже при наличии вроде бы видимых причин для прекращения банкротной процедуры, суд все-таки должен решить вопрос с субсидиарной ответственностью.

Обращаю ваше внимание, что с 28 июня 2017 года ряд процессуальных положений о привлечении к субсидиарной ответственности по делу о банкротстве будет изменен (вводятся новые пункты 5.1-5.8 в десятой статье). Одним из главных нововведений является то, что заявления об ответственности в субсидиарном порядке можно будет подавать и после закрытия конкурсного производства. Кроме того, срок для возможной подачи соответствующих требований будет увеличен с одного до трех лет. При наличии заслуживающих внимания причин арбитраж сможет продлять его по своему усмотрению.

В случае невозможности определения конкретной суммы, которая будет вменена контролирующему лицу в виде субсидиарной ответственности, суд уже будет не просто исследовать факты и приостанавливать рассмотрение вопроса. Он должен будет выносить определение, где указать, что основания для привлечения к гражданско-правовой ответственности установлены и имеются, либо отказать в таком привлечении. Любое из таких определений можно будет обжаловать.

В силу нового пункта 5.2 десятой статьи размер субсидиарного возмещения фактически будет определяться конкурсным управляющим. Он обязан указать его вместе с отчетом об итогах конкурсного производства. При этом судья будет рассматривать вопрос о субсидиарном возмещении вместе с вопросом о закрытии конкурсного производства. По итогам процесса выносится одно общее определение, в котором и прекращается конкурсный процесс, а также определяется сумма взыскания. Если решено привлечь контролирующих лиц к субсидиарной ответственности с компанией-должником, то на основании судебного определения выдают исполнительный лист.

Если заявление о взыскании субсидиарных платежей с контролирующих лиц поступит уже после окончания банкротного процесса, то, соответственно, в рамках процедуры банкротства оно уже рассматриваться не сможет. В таком случае тот же суд, что и вел процесс о несостоятельности, рассмотрит соответствующие требования, но уже в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом в области защиты прав и интересов ряда/группы лиц.

Отдельно отмечу тот факт, что арбитраж в исполнительном листе обязан будет указывать очередность, в соответствии с которой производится перечисление денежных средств кредиторам.

Что нужно делать, чтобы избежать субсидиарной ответственности?

Вероятность привлечения заинтересованных лиц к ответственности по долгам собственного юридического лица весьма высока! При этом положения закона сформулированы таким образом, что гражданско-правовая ответственность руководителей компании, контролирующих лиц и главного бухгалтера предполагается априори, по крайней мере, в целом ряде случаев.

С другой стороны, юридическая практика показывает, что избежать субсидиарной ответственность можно. Однако самостоятельно, без участия специалистов это сделать достаточно тяжело. Промедление с привлечением к работе грамотной команды юристов может обернуться существенными проблемами, для решения которых потребуется привлечение дополнительных ресурсов (как в плане времени, так и финансовых).

Стоимость услуг

Стоимость услуг, связанных с уходом от возможной субсидиарной ответственности, зависит от конкретных обстоятельств, от того насколько серьезно положение компании-должника. Естественно, многое в этом вопросе определяется тем, какие шаги в предбанкротной стадии предпринимало руководство компании, насколько разумно действовали связанные с ней лица.

В любом случае вопросы стоимости всегда обсуждаются в индивидуальном порядке — у каждого клиента свои пожелания и особенности, и они всегда учитываются.

Хотите получить больше информации о способах защиты от привлечения к субсидиарной ответственности? Запишитесь на консультацию к специалисту по телефону +7 (863) 22-99-751.