demo

С того момента, как в отечественном законодательстве появилась возможность банкротства индивидуальных предпринимателей и обычных граждан-физических лиц, относительно процедуры несостоятельности возникло много вопросов. Понятно, что по большей части они касаются процессуальных аспектов, однако есть и ещё одна не менее важная сторона этой проблемы. В этой статье я расскажу о том, каких затрат требует весь процесс банкротства от начала и до конца, и насколько он имеет смысл с точки зрения финансовой.

Начиная с 1 июля 2015 года каждый гражданин нашей страны получил возможность объявить себя несостоятельным или, проще говоря, банкротом. Нововведения в законодательство о банкротстве дали возможность для физических лиц избавиться от непосильного бремени долгов, реструктуризировать их, а в отдельных случаях – и вовсе списать.

Надо понимать, что банкротство гражданина наступает не сразу после подачи такого заявления – этому предшествует многоступенчатая, непростая и не слишком быстрая процедура. К тому же она потребует определенных финансовых затрат. В этом материале я подробно расскажу о них. Но обо всем по порядку.

Вкратце о самой процедуре банкротства физического лица

Для того, чтобы гражданин был признан несостоятельным (банкротом), требуется соответствующее решение арбитражного суда. Возбудить судебный процесс несостоятельности в отношении физического лица могут:

  • сам гражданин (как обладающий статусом индивидуального предпринимателя, так и не имеющий такового);
  • кредиторы несостоятельного гражданина;
  • нынешние и бывшие работники индивидуального предпринимателя;
  • органы государства, отвечающие за сбор налогов и прочих обязательных платежей.

Хочу отметить, что в ряде ситуаций должник (физическое лицо) не просто вправе, а обязан сделать заявление о том, что он стал неплатежеспособным и несостоятельным. Остальные же лица могут воспользоваться своим правом на подачу соответствующего требования, а могут и не воспользоваться – на их усмотрение.

Как я уже говорил, вопросы о неплатежеспособности физических лиц рассматривают арбитражные суды в том месте, где постоянно находятся или проживают задолжавшие граждане. Вообще, отечественное процессуальное законодательство предписывает рассматривать гражданские дела по начальной инстанции в отношении граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, исключительно в судах общей юрисдикции (то есть, районных, городских и мировых). Однако для дел о банкротстве сделано исключение – эти требования рассматриваются только в арбитражных судах вне зависимости от того, связано ли наступление неплатежеспособности человека с его хозяйственно-предпринимательской деятельностью или не связано.

Все документы, требующиеся для возбуждения процедуры банкротства, собираются заинтересованным лицом и направляются в арбитражный суд в виде приложения к заявлению о несостоятельности.

Оценка финансовой целесообразности банкротства

Учитывая, что стоимость банкротства физических лиц небольшой назвать никак нельзя, есть смысл оценить финансовую целесообразность такого шага. Кстати говоря, юристы оказывают подобные услуги еще до возбуждения процедуры – предварительно оценивают сумму затрат на проведение процесса и, вообще, саму вероятность того, что делу будет дан ход, и оно принесет какие-то ощутимые результаты.

Обращаю ваше внимание на то, что судья арбитражного суда будет, прежде всего, рассматривать поступившее заявление на предмет того, обосновано ли оно. Судья устанавливает, отвечает ли должник-гражданин всем условиям, при которых по отношению к нему может быть инициирована соответствующая процедура, и соблюдены ли все предписанные для этого (в том числе и формальные) условия. Если суд посчитает заявление о несостоятельности физлица обоснованным – процесс двинется дальше, если же сочтет его необоснованным, то вернет документы заявителю, и дело о банкротстве возбуждено не будет. Поэтому-то еще на стадии подготовки к процессу есть смысл проконсультироваться по этому вопросу с квалифицированным юристом.

По имеющейся статистике примерно в 60% случаев требования о признании банкротом в суде выдвигают сами должники, а не их кредиторы. Связано это с тем, что на сегодняшний день механизм банкротства – единственный для неплательщиков инструмент принуждения кредиторов, как минимум, к реструктуризации задолженностей (или вовсе к их списанию). Однако опять же напоминаю о том, что стоимость банкротства физических лиц может оказаться не по карману обычному гражданину или превышать те выгоды, которые может принести процедура реструктурирования долгов, а также их списания.

Сколько стоит банкротство?

Далее я расскажу вам о затратах на процедуру признания несостоятельным «в порядке поступления». Начну я с тех платежей, которые надлежит осуществить первыми, а закончу – последними.

Как указывает п. 2.1 ст. 213.4 Федерального закона от 26.10.2002 No 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2017) если человек является индивидуальным предпринимателем и планирует подать в арбитраж заявку о своем банкротстве, он обязан заранее (не позже чем за 15 дней) разместить соответствующую информацию в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юрлиц. Стоимость одного такого сообщения составляет 356 рублей 48 копеек (НДС включен). Физлица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, такой обязанности не несут.

К бумагам о признании несостоятельным требуется приложить документ, доказывающий статус индивидуального предпринимателя (или отсутствие такового). Стоит один такой экземпляр 200 рублей. Получить документ можно в налоговой службе (в том числе и в электронном виде на сайте ФНС).

Ели гражданин-должник является акционером какого-либо общества, в арбитражный суд предоставляется соответствующая выписка из реестра, которая выдается регистратором. Стоимость такой выписки устанавливается регистраторами самостоятельно, у большинства из них она не превышает 500 рублей. В ряде случаев выписки могут выдаваться и бесплатно (например, если АО само ведет реестр акционеров).

Поскольку к участию в процессе о банкротстве будет привлечен финансовый управляющий, его труды должны быть оплачены банкротом-должником. По Закону о банкротстве сумма вознаграждения составляет 25 000 рублей за одну процедуру (ст. 20.6 Закона о несостоятельности). Эти деньги требуют предварительного внесения на депозит арбитражного суда, в производстве которого находится дело. Пункт 4 ст. 213.4 Закона о банкротстве допускает отсрочку передачи этой денежной суммы, но ненадолго. Для обычного гражданина или предпринимателя судья может отложить этот платеж до даты первого заседания по процессу, в котором будет рассматриваться вопрос об обоснованности претензий о признании неплательщика несостоятельным (это максимальная отсрочка).

Следует также сделать поправку на то, что в соответствии с п. 5 ст. 20.6 Закона сумма, причитающаяся финуправляющему по решению судьи может быть увеличена (то есть, больше 25 000 тысяч) в зависимости от сложности дела, при наличии соответствующего ходатайства кредиторов, либо решения, принятого их собранием.

Помимо прочего, при реализации активов гражданина и при процедуре «получения» долгов с задолжавшего финуправляющий по закону может рассчитывать на «комиссионные» в размере 7%. Они выплачиваются тоже за счет должника.

В процессе движения дел об определении физических лиц несостоятельными (банкротами) поэтапно принимается целый ряд решений. Цена вопроса по этой причине тоже увеличивается. В соответствии со ст. 213.7 Закона о несостоятельности (банкротстве) необходимо будет опубликовать целый перечень данных в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц:

  • о том, что требование о признании человека несостоятельным считается обоснованным, и вводится реструктурирование его непогашенных задолженностей;
  • о том, что человек уже признан несостоятельным (банкротом), и будет производиться отчуждение(продажа) его имущества;
  • о ложном банкротстве (фикции) – имеются ли такие признаки, или они отсутствуют;
  • о том, что делопроизводство в отношении гражданина-неплательщика прекращается;
  • о финансовом управляющем (его утверждении или «увольнении»);
  • о том, что план реструктурирования задолженности уже утвержден;
  • о том, что для реализации активов должника-физического лица проводятся торги и об их итогах;
  • об изменении сведений о каких-то фактах, перечисленных в вышеуказанных пунктах;
  • о том, что проводится общее собрание кредиторов человека-банкрота;
  • о решениях собрания взыскателей (но не во всех случаях);
  • о том, что по определенным причинам с гражданина-должника не будут «списаны» действующие обязательства (если суд принимает такое решение);
  • об окончании процедуры реструктуризации задолженностей;
  • об окончании процедуры реализации принадлежащего должнику имущества;
  • о банке, в котором открыт спецсчет для должника (если таковой будет открываться).

Как я уже упоминал, стоимость каждого сообщения в реестр исчисляется из расчета 356 руб. 48 коп. за штуку. Перечисленные мной выше обстоятельства, о которых делаются сообщения в реестр, могут наступать неоднократно (по крайней мере, некоторые из них). Поэтому не исключено, что общее количество сообщений может составить от 10 до 20 штук. Если считать, что их будет четырнадцать, то все это обойдется почти в 5 тыс. рублей.

Помимо этого, есть правило (п. 1 ст. 213.7 Закона), что в газете «Коммерсантъ» должны быть опубликованы следующие сведения:

  • о факте того, что поданное судом требование считается обоснованным, а также о начале реструктуризации задолженностей;
  • о признании физлица несостоятельным (банкротом) и продаже (отчуждении) его активов.

Такое объявление в газете «Коммерсантъ» стоит порядка 3-4 тысяч рублей. В пункте 4 той же статьи закона определено, что все эти расходы относятся на счет должника-физлица.

Ну и последнее. За подачу требования о банкротстве уплачивается государственная пошлина. Если гражданин-должник сам подает его в отношении себя лично, то, соответственно, он и должен уплатить пошлину. Она составляет 300 рублей. Оплата производится еще до подачи заявления в суд, а соответствующая квитанция или платежное поручение прикладываются к пакету документов.

Как видим из всего изложенного, обязательные расходы, связанные с процессом о несостоятельности физического лица, составят как минимум 40 тысяч рублей.

Сэкономим на юристе?

Немаловажным является вопрос о том, привлекать ли к участию в деле на стороне заявителя квалифицированного юриста, ведь его труд тоже потребует оплаты.

Услуги любых юристов отнюдь нельзя назвать дешевыми. Размер гонораров обсуждается в каждом конкретном случае индивидуально с учетом сложности вопроса, объема работы, а также имущественного положения самого гражданина.

Тем не менее, я однозначно берусь утверждать, что издержки на привлечение к участию в деле специалистов, в том числе грамотных юристов со специализацией по делам о банкротстве физических лиц, оправдывают себя всегда. Это дает возможность избежать совершения необратимых ошибок, а в целом ряде случаев и существенно снизить общие расходы, связанные с сопровождением процесса о несостоятельности. Помните, что экономия средств всегда важна, но не всегда уместна, а грамотный юрист сможет помочь вам рассчитать свои силы, а также финансовые возможности.

Хотите уточнить стоимость услуг юриста по сопровождению дела о банкротстве физического или юридического лица? Просто позвоните нам по телефону +7 (863) 22-99-751.